32 ФАКТА ОБ АМЕРИКАНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПО КОТОРЫМ МОЖНО СОСТАВИТЬ СОБСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
1. Средняя школа в нашей каунти (область?) это всего два года – седьмой и восьмой классы. Чаще, как мне кажется, это три года (6-8) (в других штатах и каунти). 2. Карта Средней школы отличается от карты Младшей. Под картой я разумею границы «прописки». В нашем штате дети ходят в ту школу, к которой «приписаны». Речь о бесплатных государственных школах, конечно. С частными другая история. 3. Среднее кол-во учеников в средней школе 1500. Наша – большая, в ней почти 2000. 4. В средней школе пять обязательных предметов: Английский, Социальный науки, Естественные науки, Математика и Физкультура. Еще есть два предмета выборочных, их список (обычно их штук 12-15) выдаётся в конце предыдущего учебного года и ребенок расставляет позиции предпочтений – от первого места до двенадцатого-пятнадцатого. Совершенно не факт, что тебе достанутся те, что ты отметил как наиболее предпочтительные, но, как правило, администрация старается подобрать те, что ребенок хочет больше всего. 5. Список выборочных предметов нашей школы включает разные уровни оркестра (смычковые) и бенд (духовые), хор, рисование, драму, простенькое программирование, два варианта труда (готовить-шить и мастерить рабочие модельки чего-то), пять иностранных языков на выбор, что-то вроде профориентации. Причем, эти два труда никак не привязаны к полу ученика. 6. Выборочный предмет может быть годовой или семестровый (полгода, две четверти). Мой сын второй год играет в духовом оркестре, в прошлом году у него еще были драма (очень понравилось, хотя актер из него никакой) и «а-ля мужской труд». В этом году будет опять труд, театр не достался. 7. Поток учеников делится на команды (примерно человек 80), каждую из которых курируют старший по команде учитель и зауч. Не факт, что старший что-то будет вести у ребенка, они могут встречаться только на большой перемене и во время обеда. Зауч выполняет много важных организационных функций; говорят, особенно, в Старшей школе. 8. У каждого ребенка свое собственное расписание, как в колледже. У моего сына нет одноклассников, с которыми он учится целый день, на всех уроках. С кем-то только на физкультуре, с кем-то на Точных и Математике, с кем-то только в Бенде и т.д. 9. В нашей школе три уровня каждого предмета: обычный, продвинутый и для тех, кто по каким-то причинам отстал. Причины могут быть разные – недавно приехал и не владеет в достаточной степени английским, завалил на непроходной балл экзамен в прошлом году, особенности развития (то, что называют Learning Disabilities), отставание в развитии. Для двух последних категорий обычно составляется индивидуальный план обучения на год, который утверждается на собрании с участием родителя и самого ученика (если ему уже есть 14, но иногда и раньше). 10. У математики своя система. Насколько я понимаю, у нас в школе семь уровней математики. Могу судить по восьмому классу: математика для тех, кто все завалил в прошлом году, математика 8 кл, математика онор 8 кл. (посложней, чем обычный), Алгебра I (это уже курс, который дает «кредит» - идет в аттестат о среднем образовании, а на этом этапе шутки в стиле «Ваш ребенок гениальный» заканчиваются»), Алгебра I Онор (посложней, дает плюс полкредита к просто Алгебре 1), Геометрия (тоже кредитный, его можно взять только после Алгебры I), Алгебра II. 11. Выбрать уровень сложности предметов ребенок может сам (если завалил все – нет, обяжут брать пониженный). Это не касается математики, ее рекомендуют по итогам предыдущего года. Ваш ребеночек не справляется со сложным? Нет проблем! Переводим “на ступеньку ниже”, там их еще шесть. 12. Физкультура каждый день, со средней школы на физкультуру переодеваются. Физкультурная форма (майка и шорты) одинакова, с эмблемой школы. Форму надо купить (10 долларов майка и 7 шорты, если не путаю). 13. Физкультура включает в себя и теоретическую часть, которая называется “Здоровье”. Дети учат группы мышц и прочие части тела, основы (элементарнейшие) диетологии, слушают лекции о вреде алкоголя, табака и наркотиков, и сдают письменные тесты в рамках предмета. Это необычно для России, поэтому когда я говорю, что мой ребенок завалил письменный текст по физкультуре, московские друзья обычно смеются. 14. В начале года ребенок приносит от каждого преподавателя пакет бумаг. Как правило, это некий “договор”, где учитель рассказывает, что за курс будет читать, какие у него требования, по каким критериям будет оценивать и какой вид работ сколько “весит” в оценке. Про оценки есть и общешкольный пакет, там все подробно –какой процент правильно выполненных заданий чему соответствует. В конце мы с ребенком подписываемся, что понимаем написанное, вопросов не имеем и согласны. Иными словами, ничего личного, просто бизнес. И таки так и работает, подтверждаю. 15. Унифицированной американской программы обучения не существует. Более-менее одинаковые программы на территории одного штата, по крайней мере, тесты ученики одного штата сдают одинаковые. Есть еще SAT (видимо, немного сродни русскому ЕГЕ), но это уже из программы старшей школы (9-12 классы). 16. Бумажных учебников нет. Есть учебники он-лайн, листочки с заданиями, которые выдает учитель и дополнительные материалы, которые сам же учитель рекомендует, делает, готовит. Иногда очень интересно получается. Например, наша «геометричка» в этом году делает небольшие видео-ролики с объяснениями и постит их на школьном сайте (доступ только авторизированный, для детей и родителей). 17. Дети обычно не знают, кто как учится. Ну, разве, совсем примерно или совсем уж близкие друзья. Это считается личная информация, и спрашивать о ней – дурной тон. То есть, учитель никогда не будет объявлять результаты тестов и даже бумаги с оценкой будет отдавать так, чтоб другие случайно не увидели результаты. 18. Родительских собраний нет. Вообще. Ну, это еще с младшей школы так. В начале года проводится мероприятие «Вечер возвращения в школу» (Back to the school night) , когда родители могут два часа пройти по классам своего ребенка. То есть, у вас на руках расписание чада и вы по звонку на 15 минут – в каждый класс. Учитель расскажет, что у него за предмет, какие требования, какие ожидания и прочее. Мероприятие парадное, спрашивать «ну как там мой оболтус» не принято. Вы посмотрите на учителя, на класс, на родителей учеников, с которыми дитя овладевает данным конкретным предметом. 19. Если есть конкретные вопросы – пишите учителю, встретитесь отдельно, поговорите. Напомню, что о проблемах в присутствии других родителей учитель говорить не будет. Это самое «прайвеси» не пустой звук. Помню, как мы с сыном смотрели какой-то русский фильм про школу, где учительница, объявляя результаты контрольной, сказала что-то вроде «А ты Иванова могла бы и получше написать!» . Мой ребенок (ему было лет 8) страшно возмутился – «Это же могло ранить ее чувства!» 20. У нас в каунти бесплатные школьные автобусы. Я думала, это по всем штатам, оказалось – нет. В Калифорнии, например, школьные автобусы не положены. У нас же еще есть «поздние автобусы» три раза в неделю, на тот случай, если дети остаются в школьных кружках. 21. Насчет кружков. После уроков можно посетить школьный клуб (кружок). Это развлечение бесплатное, школьный автобус после – прилагается. Список кружков каждый год меняется и зависит от энтузиазма учителей и родителей. Есть очень популярные клубы, соревнования проводятся на уровне штата, страны. Например, Дебат-клуб или Ракетостроение, или техническое моделирование. Туда конкурс, причем не индивидуальный, а группой. Надо собраться более-менее конкурентоспособной командой и выполнить тестовое задание. 22. Тематика клубов (их штук 40) – очень разная, от спортивных (собираются и играют в футбол, баскетбол, шахматы) и научных (астрономия) до чистой болтологии «Школьная модель ООН». Есть клуб, где пишут рассказы, выпускают школьную газету (натурально печатную, не стенгазету), готовят, делают аппликации, вяжут. Есть клуб типа «Умные девчонки», есть «Давайте дружить» (это мой вольный перевод с английского), есть «Помоги товарищу по предмету, который хорошо знаешь», типа подтягивать двоечников. Кстати, раз в неделю после уроков учителя помогают тем, кто не понял тему. Все это бесплатно. 23. Есть школы, где об успеваемости ученика можно следить онлайн, практически в режиме реального времени. У нас каждые две недели присылают отчеты от каждого учителя по е-мейлу. 24. Каждый ученик восьмого класса обязан отработать забесплатно на общественно-полезных работах 15 часов. Честно. Возможности есть, в интернете на сайтах местных «Домов культуры и образцового быта» (Community Center – место, еду много всего полезного и интересного от бассейна и спортивного зала до тематических мероприятий и недорогих кружков) можно найти список – для каких работ и когда требуются волонтеры. По весне убирают парки, зимой – помогают на разных мероприятиях (например, для пожилых или инвалидов). Очень популярна в качестве волонтирского места библиотека. 25. Перемены между уроками – минуты три, только чтобы дойти до локера (индивидуальный закрытый шкафчик с кодом, где лежит верхняя одежда и рюкзак) сложить туда папку с предыдущего урока и взять для следующего, и дойти до нужного класса. Большая перемена одна, кажется, 25 минут + 20 минут на ланч. Это время – плавающее, не для всей школы. Одновременно на ланче и большой перемене – не больше трех классов (это одна команда, см. «команда» выше). 26. В школе есть дрес-код. Нельзя приходить в очень короткой юбке, с открытыми плечами, нельзя ходить в капюшоне по школе – лицо должно быть открытым. Для малышей, помню советовали шортики на трусы под платья. Но тогда для нас это было не актуально, младшешкольник наш был мужского полу. 27. До трех дней можно пропустить школу по записке родителя, больше – нужен документ от врача. Начина со средней, школу стараются не пропускать без особой надобности – догонять не так просто, особенно классы усложненного уровня. 28. Ланч можно брать в школе (3 доллара стоит, если не путаю, в этом году) или приносить из дома. Если доход на семью (из трех человек) ниже, чем 36.613 в год (это данные за 2014), ребенку дадут бесплатный ланч. Семья их 4 человек – 44. 123 в год. 29. Списывать не принято, это называется мухлеж (Cheating ) и есть один из самых страшных грехов. 30. «Собирать» деньги не принято. Несколько раз в год мне приходят бумаги, где просят дать «скока можите» на те или иные нужды школы. Бумаги пишет Родительский комитет – весьма деятельная официальная организация. Иногда я даю, иногда нет. Каждый раз приходит благодарность и напоминание, что эту сумму обязательно нужно указать в налоговой декларации, ибо она освобождена от налогообложения. 31. В мае есть целая неделя, когда благодарят учителей. Обычно дети пишут открытки, делают мелкие подарочки, а некоторые родители приносят шоколадки или небольшие подарочки. Это все не обязательно, и если не сделаешь – никакой разницы. Проверено. 32. В средней школе уже видно некое деление на группы по интересам и взглядам. Я знаю, что в нашей школе есть группа Эмо (к слову, я думала, что эму эти все в черном, а у нас какие-то крашенные мальчики там и девочки с подрисованными слезами), есть популярные («ну… как тебе объяснить, мам, это такие, от которых девки писают кипятком» - Андрей см.-мл), есть геймеры, есть скейт-бордисты. Это мне сын рассказывает, я сама, когда бываю в школе, никаких групп не определяю – дети и дети, вызывающе никто не одет.
|
|
|