БУДЕМ УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?
Наступает время, когда детство кончается... Вроде еще можно играть в куклы и отрывать им ноги, изображать из себя лошадку, гарцуя разными аллюрами на четверньках, можно даже одевать на ночь памперс и плакать, что мама не разрешила изорвать в труху букет пионов. Но все равно, детство, совершенно беззаботное, абсолютно свободное время - заканчивается. И случается это тогда, когда мама решает, что ребенка пора учить читать.
*** Исходные данные: - дочь Лиза (в миру Нуну), три года и 6 месяцев (аккурат сегодня). Для своего возраста прекрасно говорит по-русски; - страна постоянного проживания – США, что означает, что английский будет доминирующим; - некоторое количество бессистемного дидактического материала для обучения малышей; - практически полное отсутствие методических знаний по данному вопросу у меня. Задача: - научить Нуну читать.
Итак, Нуну надо научить читать по-русски. Дело в том, что с сентября она пойдет в американский pre-school, где ей начнут показывать английские буквы, читать ей по-английски, говорить и дружить с ней – тоже по-английски. И она постепенно и очень скоро поймет, что окружающий ее вне дома мир наполнен не странными звуками, а смыслом и содержанием. Еще через какое-то время ей станет легче и понятней говорить, думать и жить по-английски. И это закономерный процесс, мешать которому я ни в коем разе не хочу. Напротив. За тем я ее в американский pre-school и отдаю. Но у меня есть прихоть, каприз – я хочу, чтобы она говорила, читала и могла что-то несложное написать по-русски. Само оно не случится, придется, как это ни прискорбно, работать над решением. И даже если отправить ее в субботнюю русскую школу, мне все равно придется трудиться, потому что два часа в неделю против 28 в американской школе (Нуну пойдет в Kindergarden через два года) – это ничтожно мало.
С Андрюхой (ему сейчас 14 лет, когда приехали в штаты, было шесть с половиной) была другая ситуация. Он ходил в Москве в детский сад, с трех лет. Я работала, часто допоздна, ненормированный рабочий день. «Мам, я помню, как бы приходила с работы, а я уже спал, и ты что-нибудь мне приносила, какое-нибудь маленькое лего», - вспоминает ребенок. Это было не лего, это были дешевые маленькие наборы Briks (кажется, так они назывались), китайского блок-конструктора, которые местами не складывался, местами царапал пальцы острыми углами, но, в принципе, оптимальное соотношение цена-качество сохранял. Так вот, заниматься с Андреем у меня времени было немного, но с ним занимались специалисты. К тому же он ходил в логопедический сад, хороший, специализированный, и там плохих преподов не было. Но, тем не менее, с чтением не задалось, как в последствие выяснилось, не просто так. У Андрюхи дислексия, не фатально, но тем не менее. Помню, в Нунином возрасте он уже знал все буквы. А вот соединить их в слоги долго не получалось. Сын подруги по тому же Букварю Жуковой научился это делать довольно быстро, а мой – все никак. Собственно, по-русски он до сих пор читает по слогам, если прислушаться. Английский же лег как-то по-другому, возможно структура языка другая, слова короткие или еще что, но проблем гораздо меньше. Когда же ему было шесть лет, я ничего этого не знала и, помнится, изводила ребенка букварями и иногда раздражалась. Короче говоря, мой опыт с Андрюхой не типичный.
Вернемся же к Нуну. «Родители частно недооценивают добуквенный период обучения чтению. А зря, очень зря…» - сказала мне как-то логопед-дефектолог Н. Авторитет логопеда Н. бесспорен, так что я решила добуквенный оценить. На данный момент Нуну знает с десяток букв, очень интересуется книгами (я бы сказала, что больше, чем Андрей в ее возрасте) и расположена учиться. Ну, не супер-супер расположена, но ей нравится, когда с нею занимаются и она любит «делать задания» - переделала уже все тетрадки «Готовим руку к письму». Рука у нее тоже заметно лучше Андрюхиной – карандаш как взяла правильно, так и держит, нажим нормальный, обводит все прекрасно, рисует для своего возраста, имхо, отлично. Хотя, мне кажется, что «хорошо рисует» в три года – это не про рисование, как таковое, это про другое. Возможно, моторика, возможно – координация, что-то еще, но талант рисовальщика – не в первую очередь.
Короче говоря, я решила учить Нуну читать, обратив особое внимание на этот самый «добуквенный период» и записывать результаты эксперимента. С фоточками, сомнениями, неудачами-задачами и прочим. Это – вступление, следующая «глава», более предметная – через несколько дней, возможно, буду писать раз в неделю. И это обещание будет меня стимулировать заниматься с ребенком.
|
|
|