АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА: ОТ АПТЕЧНОЙ ЛАВКИ ДО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ
АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА: ОТ АПТЕЧНОЙ ЛАВКИ ДО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ

Отправляясь в экспедицию, Диего Альварес Чанка, уроженец Генуи и подданный Его Величества короля Англии, известный не столько как лекарь и фармацевт, сколько как летописец второго путешествия Кристофора Колумба, и представить себе не мог, какие удивительные вещи ему предстоит увидеть, свидетелем каких событий посчастливится стать. Вещи и события касались не только уклада жизни и верований аборигенов новых земель, но и непосредственно врачевания – профессии и призвания доктора Чанка. Он был, безусловно, передовым сыном своего времени и скептически относился, к примеру, к использованию куриного помета для роста волос, столь популярного среди врачевателей. А вот кровопускание считал панацеей от многих бед, ловко и быстро отсекал поврежденные конечности и в дорожном саквояже имел редкий медицинский инструмент – металлическое устройство для извлечения стрел. Диего Альварес знал, что открытые в первую экспедицию адмирала Колумба земли, населены дикарями и готов был нести свет медицинского просвещения в массы темных и неразумных людей.

Однако и доктору Чанке, оставившему подробные этнографические записки, и всем путешественникам Колумба, а за ними и всему Старому Свету предстояло узнать много интересного и полезного о медицине и фармацевтике индейцев Америки.

К концу 15 века на территории современных Соединенных Штатов Америки проживало более 2000 племен. У каждого из них были свои, уникальные методы лечения болезней и приготовления медицинских препаратов. Доподлинно известно, что все индейцы использовали растения – фитофармакологию. Лечили всем – листьями, кореньями, корой, цветами и плодами растений.

 зеленая аптека времен навахо

 «Зеленая аптечка» племени Навахо. У каждого из более чем 2000 племен аборигенов Америки был свой наглядный «фармацевтический справочник».

 

Средства готовили разными способами: добывали сок, заваривали настои, смешивали свежие ингредиенты в кашицу, накладывали холодные и горячие компрессы, протирали порошки, готовили курительные трубки. Надо сказать, что индейцы не особенно заботились о понимании причин заболеваний, кроме войн и родовой горячки, телесные недуги являлись, по их мнению, следствием дисгармонии трех начал – тела, разума и души. Возможно, в чем-то они были правы. По свидетельству того же лекаря Диего Чанка, да и согласно более поздним запискам путешественников, местное индийское население состояло из красивых, сильных и удивительно здоровых, несмотря на тяжелые условия жизни, людей.

Путешественников поразило, насколько быстро и легко индейцы восстанавливаются после ранений. Не меньшее впечатление произвели успехи в обезболивании. Несмотря на отсутствие антибиотиков, местные лекари весьма успешно справлялись с воспалительными процессами разного рода. Кроме того, лечили глазные болезни, удаляли больные зубы, умели останавливать кровь, делали лечебный массаж, индийские скво рожали легко и быстро, а день наступления родов могли регулировать при помощи травяных отваров. Да что там массаж! При необходимости, они могли сделать трепанацию черепа. Разумеется, речь идет не о любом воине, врачеванием и фармацевтикой в племени занимался специальный человек