Приходилось ли вам искать для своего ребёнка хорошую интересную книжку? Думаю, что да. Правда, довольно сложное занятие? Мне кажется, что я нашла для своего. Посудите сами! Она не только интересная. От иллюстраций можно улететь на другую планету, такие они живые и говорящие. А о чём - узнаете, прочитав. Но вот будем ли мы держать её в руках, зависит и от нас тоже.
Хорошие мальчишки. Бывают такие? Да, конечно же! Они сплошь все хорошие. Глазастые, любознательные, шаловливые и нет, разные. Одни пойдут в булочную за хлебом, а вернутся все в грязи, счастливые безумно - кораблики по ручью пускали, другие - палку найдут, ружьё из неё сделают и будут в войнушку играть. Почему-почему? Потому что мальчишки! А есть, что с книжкой интересной спрячутся в домик под одеялом с фонариком и уплывут в далёкие страны сокровища разыскивать и с пиратами сражаться. Ну да, интернет тоже бывает - игры там разные - строительство городов и парков с аттракционами, стрелялки, опять же, всякие, куда без них? А у меня есть такой знакомый мальчишка, хороший. Зовут его Барзу. "Что за странное имя?" - спросите вы. Древнее имя, сильное. Богатыря одного так звали. И живёт этот мальчик Барзу в Таджикистане. Гоняет на велосипеде (это ещё одно интересное занятие хороших мальчишек). И любит Барзу свою жизнь, и маму с папой, но больше всего любит он ездить на велосипеде к своей дорогой бабушке - у неё всегда есть чем угостить внука - и лепёшки прямо из печки, и истории разные. Садится Барзу рядышком с неугомонной бабушкой и слушает, слушает, поинтереснее остальных развлечений будет! Мир Барзу самый необычный - мир восточных легенд. На самом деле я, как и вы, мало пока знаю про мальчика Барзу, потому что писательница Марина Эйбрамс мне ещё не всё о нём рассказала. Но если и вам это интересно, то вот, слушайте, смотрите!
"Давным-давно на перекрестке дорог стоял Город с Голубыми Куполами с его извилистыми улочками и причудливыми мозаиками на стенах высоких башен. Народ в том городе был разноликий, и все - купцы и ремесленники, музыканты и танцоры, богачи и бедняки - говорили на двух-трех языках, чтобы лучше понимать друг друга и жить в мире и согласии.
Город славился своими базарами – площадями, где продавали и покупали. Ох, чего только там не было! Сладкие фрукты, сочные овощи, глиняные горшки, дорогие украшения, шелковые наряды, ковры ручной работы, сапоги, редкие книги, – все, что душа пожелает!
И вот один купец, по имени Фаиз, отправился со своим караваном в далекий Индостан, край богатых махараджей, откуда он всегда привозил приправы, снадобья, жемчуга, драгоценные камни и диковинные ткани. Несколько месяцев его караван из верблюдов, верных помощников и храбрых всадников брел по пустыням и холмам. Прибыв в Город Солнца в княжестве Марвар, Фаиз сразу же отправился в крепость, что возвышалась на красной скале и где местный правитель махараджа Сардар всегда радушно принимал купцов."
Правда, интересно?
Я встретилась с создательницей Барзу, так мне стало интересно, что это за ребёнок такой и о чём ему рассказывает его бабушка?
фото автора.
- Марина, ну давайте начнём с самого начала. Откуда Вы? Ведь и Барзу родом из детства, так? Вы из Таджикистана?
- Я родилась в городке Жаркенте в Казахстане на границе с Китаем. Как ни странно этот маленький городок был обозначен на картах СССР. Жизнь там была удивительной для ребенка. В городе у всех были свои дома, огороды, сады. Я до сих пор помню, у кого из соседей какие деревья росли - вишнёвые, абрикосовые, яблоневые разных сортов. Тёплые воспоминания.
- А кто жил в городе, какие национальности?
- Самые разные - казахи, русские, уйгуры, корейцы, дунгане. В Казахстане проживает более ста национальностей.
- Ого! Я уже должна обратиться к Гуглу за разъяснениями - незнакомые народности. Очень интересно.
- Да, все жили дружно. Я жила в Жаркенте до десяти лет, а потом мы переехали в Алма-Ату.
- Марина, а родители Ваши кто?
- По паспорту все русские, но что там на самом деле было мало известно. Время было такое, что все скрывалось от детей. Знаю только, что по отцовской линии в основном казаки донские были.
- И в Алма-Ате Вы продолжили учёбу?
- Да, сдала вступительные экзамены в первую в Казахстане гимназию. Мама хотела, чтобы я пошла в экономический класс, но на экзамене по истории мне повезло. Директор принимал экзамен и посоветовал идти в филологический класс, так как в моём докладе об Иване Грозном было много красок и описательных картин. Ох, у нас были блестящие педагоги – многие из университетов! Это была первая экспериментальная школа-гимназия в Казахстане. В отличие от других школ, мы изучали риторику, латынь, русскую и древнерусскую, казахскую, зарубежную литературы, этику искусства, историю религий, философию. У нас даже был факультатив «Морфология волшебной сказки». Как мы успевали? Очень просто – по восемь занятий в день. Практически все выходные проводились в библиотеках. Зимние и летние экзаменационные сессии. По сути мы были не школьниками, а студентами. До сих пор я считаю те последние три года школы самыми значимыми и фундаментальными в моем образовании и формировании моего видения мира. После школы я пошла в алма-атинский ин-яз. Это были тяжелые 90-е годы и как-то надо было оплачивать учебу, поэтому одновременно устроилась работать в неправительственную организацию, которая занималась вопросами нераспространения оружия массового уничтожения. Эта тема меня тогда заинтересовала, в то время Казахстан только-только освобождался от советского наследия – участия во всех секретных ядерных, химических и биологических программах. В этой связи осуществлялось множество межправительственных проектов. Наша огранизация помогала найти общий язык как ученым, так и чиновникам из разных стран.
Через несколько лет я познакомилась с будущим мужем в Алматы (город к тому времени переименовали), где он, американец, работал. Но нам пришлось расстаться, так как я получила грант на учёбу в Калифорнии и с группой в 15 человек из Казахстана уехала учиться в Америку.
- Что учили?
- Эта была магистратура по международным отношениям.
- А муж, будущий муж, у него русские корни?
- Нет, он из Нью-Йорка. Пока я училась в Америке, он работал в Украине, Туркменистане и Таджикистане. Я закончила учёбу и решила поехать к нему. Это было в 2005 году. Так, наконец, я попала в Азию.
- Почему, "наконец"?
- Казахстан, особенно если смотреть на большие города, - это все-таки не совсем Азия. А вот в Таджикистане я и попала в сказку про башмачника Маруфа. Одежда, поведение, устои – все более консервативное. восточное. Ну, например, никто напрямую не скажет «нет», а будет беконечно отодвигать дело. Сосед не может зайти в дом, если дома нет мужа. Мужчины решают вопросы между собой, а женщины - между собой.
- Понятно. Я встречала другие культуры с подобными устоями. :-)
- В Душанбе я увидела деревянные ворота, похожие на уйгурские, дома, построенные из глины своими руками, это была как весточка из моего детства. Так как я с детства увлекаюсь танцами, то по приезду в Душанбе я сразу оказалась в театре «Падида», где я в качестве волонтера преподавала испанский танец, а сама изучала таджикский. Немного помогала администрации театра с подачей документов на гранты, инициировала организацию благотворительного концерта.
- Марина, расскажите о мальчике Барзу! Как возникла идея написать о нём?
- Все задают этот вопрос! Позже мы переехали с мужем в Америку поближе к пожилым родителям. Муж все время летал в командировки в страны СНГ. И вот как-то раз из очередной командировки в Таджикистан он привёз кружки с черно-белыми картинками, нарисованными нашим соседом по Душанбе, талантливейшим художником Фаррухом Негматзаде. Мы, конечно, все к нему обращаемся «Фаррух-ака», как и положено в Таджикистане. У него есть талант изобразить очень емко в своей графике какой-то жизненный момент, который другой человек может и не заметить и не придать этому значения. А Фаррух-ака замечает. У меня уже была его графика дома до этого – мы же дружим семьями с 2005 года. Но когда четыре кружки стояли в ряд на столе, то мне показалось, что это картинки из какой-то жизни, как кадры в киноленте. И я стала думать: «Кто эти девочки, и почему у них такой решительный вид? Может быть они сердятся друг на друга по какой-то причине? А куда этот мальчик везет тандыр? И кто это тандыр изготовил? Кто напечет в нем горячие лепешки, которые я так любила в детстве, когда соседка тетя Руфа доставала их из тандыра?»
К тому моменту я уже была мамой двух очаровательных детей. Вот я и стала выдумывать сказки. Так родился полюбившийся моему сынишке образ мальчика Барзу. Я поделилась с мужем идеей о создании книги, а он поддержал меня. Ведь нет книг про это для 4-х летних малышей! Поддержали меня и все друзья, многие из Центральной Азии, которые прочитали первые версии книги. С тех пор идея развивалась, книга становилась все более многослойнoй в плане сюжета и заложенной в ней информации. Теперь это чтение для детей разного возраста и их родителей.
- И Вы связались с художником Фаррухом Негматзаде?
- Да, и пригласила его в гости. И он больше месяца творил иллюстрации из жизни Барзу прямо у меня дома.
- Какой будет эта книжка?
- Примерно 80-88 страниц, и 35 картинок на полный разворот. А формат 310х280мм (детки так любят большие книги!)