CТРАНА АМИШЕЙ
Ехать от нас до Ланкастера, что в Пенсильвании, не более трёх часов, особенно, если ехать со скоростью чуточку большей разрешённой. Что в Ланкастере? А в Ланкастере живут амиши, необычные люди, которых увидеть интересно, а поговорить - ещё интереснее. В 1985-м году на экраны американских кинотеартов вышел фильм под названием "Свидетель" с Гаррисоном Фордом в главной роли. Лучший фильм про амишей и найти сложно. Причём, режисёр показал общину амишей с огромным уважением. А ведь со стороны они кажутся, порой, смешными. И если принять во внимание факт, что непохожих не любят в человеческом обществе, то сосуществование амишей с цивилизацией - просто фантастика. Так кто же они такие, амиши? Когда я впервые увидела их в фильме, то поначалу подумала, что речь идёт о группе ортодоксальных евреев: те же чёрные сюртуки, чёрные шляпы, бороды. Но, признаться, бороды не совсем те же, да и пейсов не хватает, но суть похожа: это люди, сохранившие стиль и уклад жизни, одежду своих отцов, выходцев из Германии, только религии их не тысячи лет, а немного меньше. Секта отколололась от основного течения в конце 17-го - начале 18-го века и переселилась в Америку. Живут амиши общиной, помогают друг другу, ведут натуральное хозяйство, рожают много детей, не пользуются продуктами цивилизации, как то: электричеством, автотранспортом (амишу разрешается ехать в машине пассажиром, но не водителем), одежду шьют себе сами, только материал покупают в магазине, не ходят в общественные школы: у них свои есть, где образование восьмилетнее. Налоги амиши платят, а вот в фонд национального страхования - нет, значит, и пенсию они не получают: заботятся о своих стариках сами. Лечат себя тоже сами, наверное, есть у них знахари свои, ведь за восемь классов вряд ли освоишь премудрости медицины. Но здоровье, надо полагать, у них неплохое: это и естественный отбор, и здоровый образ жизни.
До Ланкастера мы доехали без приключений. По дороге видели много интересного: это и чудесная природа с лесами и горами, и многоарочные мосты через реку с непроизносимым названием (кстати, отметила для себя, что речка - не судоходная: слишком много мелких островков, даже вёсельная лодка вряд ли пройдёт). Съехали по указателю в исторический центр Ланкастера. Почти сразу нашли внутри города синенькие указатели на Туристический центр, но тут удача временно покинула нас. Вот улица Короля, вот Королевы, вот Графа и Принцессы, указатели вдруг исчезают, а мы попадаем в район, где я бы из машины не вышла, хотя мне всё ещё нравится происходящее. А что это за красивый дворец с воротами, оформленными как шахматные ладьи? Читаем: "Ланкастерская тюрьма". Я хочу поскорее уехать. На улице ни души. Вот какой-то китаец. По-английски не понимает. Едем дальше. Люди или не обращают внимания на машину или шарахаются в сторону при виде открывающихся окон. Наконец, останавливаем какого-то длинноусого господина, как из фильмов про американские пабы, с татуировками на всех открытых участках тела. Он местный, по-английски говорит, но моего акцента не понимает в упор. Хорошо - его жена перевела. Нет, положительно, женщина женщину всегда поймёт. Итак, со второго заезда King-Queen-Duke - попадаем в информационный центр для туристов и оттуда выезжаем из славного города: амиши в нём не живут - они живут в пригороде, конечно, ведь именно здесь можно вести хозяйство! Доехали до одного из туристических центров. Экскурсия по дому амишей. Сейчас в этом доме музей, хотя хозяйство ведётся по-прежнему: куры, индюки, хрюшки, лошади, коровы, павлин и даже инкубатор с яичками, скорее всего кур. В доме в 19-м веке жила семья амишей. Вышитая крестиком картина в рамке свидетельствует о том, что у них было 10 детей, последнего мать семейства родила в 41 год. Дом немалый. Вот спальня родителей, вот - кухня с печкой, есть, правда, и летняя кухня, выходящая на улицу, ведь если летом готовить на печке, то можно и свариться. На верхнем этаже несколько спален. В каждой - костюмы амишей. Вот - девичья. Замечаю, что платья сшиты так, что нет ни единой пуговицы. Экскурсовод поясняет, что пуговицы считались предметом роскоши, поэтому не использовались или использовались минимально, так, чтобы их не было видно на одежде. Если же имелось несколько открытых пуговиц на пальто или пиджаке, то эту oдежду необходимо было снять при входе в церковь, вернее, дом, где молились. Церквей амиши не строили, а молились у своих соплеменников, возможно, у каждого по очереди. Платья не отличаются особым разнообразием цветов и покроев - их всего два: платье с вшитой юбкой и платье с фартуком, похожее на российскую школьную униформу 70-х - 80-х годов. Платья однотонные - синего, фиолетового или тёмно-серого цвета, из тонкой материи, похожей на шерсть. Юбки - из тёмной однотонной материи. Фартуки - из тёмной материи или же белого шифона - на праздничные дни. Все девочки и женщины носят чепчики - белые или чёрные, прикрывающие затылок и завязывающиеся тесёмочками под подбородком. Мужская одежда - рубашка, брюки и пиджак. Обязателен головной убор: это или соломенная или фетровая чёрная шляпа, у женатых мужчин шляпа имеет особый кантик. Неотъемлемой частью интерьера дома амишей является одеяло из лоскутков - называемое куилт, а также деревянные вещи - сундуки, стулья, кровати, кресла-качалки. Детские игрушки - простые, самодельные: тряпичные куклы, деревянные паровозики, кубики.
Мы вышли из дома и направились прямо к коляске амишей "багги", в которую впряжена лошадь, а иногда и несколько. Нам предстояло совершить круг почёта по ферме. Молодой амиш получает собственную "багги" в день своего совершеннолетия, так что он может встречаться с девочкой и возить её на свидания. Наша возница тоже амиш. На почётное место рядом с собой она усадила Альку и даже дала ему поводья в руки, чтобы он сам мог управлять лошадью. Разговаривают амиши между собой на диалекте немецкого, но с нами прекрасно говорят по-английски. "Ну", - задаёт вопрос возница, - "смогли бы ли вы вести такой образ жизни?" Туристы отрицательно качают головами. И только одна молодая американка, выросшая на ферме, отвечает, что хотела бы купить ферму и вести своё хозяйство. Нелёгкий это труд. Фотографироваться амиши не любят, так как верят, что их изображения могут быть использованы "во зло", так что, получив данную информацию от экскурсовода, я и пытаться не стала: купила открыточку с семьёй амишей.
После прогулки на "багги" идём пешком по ферме. Забавно хрюкают чёрненькие поросята, наверное, порода такая, чёрная; а вот индюшки, довольно странные: совсем худые, молоденькие. А вот красавец-павлин. "Тебя-то кто в клетку посадил?" - спрашиваю. Павлин отвернулся, потом как закричит - и раскрыл свой диковинной красоты хвост веером, словно подзывая кого. А вот "весенний колодец", придуманный амишем Миллером, видимо, для орошения полей. Идём дальше - ручеёк. Повезло владельцу этой фермы: ручей прямо на участке. А это что за странный агрегат? По-видимому что-то вроде минигидроэлектростанции - здесь ручеёк имеет порожек, и вода падает с высоты сантиметров в тридцать. Выше - теплицы, инкубатор, конюшня, хлев, в который невозможно зайти из-за удушливого запаха, от которого, к тому же начинается резь в глазах. "Хотели ли бы вы так жить?" Эк куда загнула! А вот под лестницей рыженькая кошка. "Кис-кис", - зову я её. Нет, она по-русски на "кис-кис" не отзывается, боится, хоть и видно, что не дикая. Алькa гладит лошадь. Лошадь, вроде улыбается. Нет, не может быть!В хлеву кроме свиней два телёнка с бирочками в ушах. А здесь курятник. "Красные" куры. Так вот они какие! Это только так называется "красные", на самом деле они коричневые, порода такая. Больше ничего нет интересного? Тогда не мешало бы подкрепиться. Обедаем в местном ресторанчике пищей амишей: картошка, кукуруза, курица, салат на веранде фермы с видом на поля и закат. Красота! Вот и всё на сегодня. Но мы ещё многого не увидели. Приедем в следующий раз.
А теперь - историческая справка: Амиши (Консервативная меннонитская церковь). Название меннонизм происходит от имени Якоба Аммана, меннонитского лидера в Эльзасе во второй половине XVII века. Лидеры амиши не являются профессиональными служителями церкви. Они избираются по жребию и занимаются своей деятельностью безвозмездно. Амиши не имеют молитвенных зданий. Богослужения проводятся по очереди в частных домах единоверцев. Во взаимоотношениях с мирским окружением амиши ведут себя замкнуто. В начале XVIII века часть амиши переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана). Строгое следование меннонитскому традиционализму привело к расколу амиши. В 1865 году от амиши отошли ультраконсервативные единоверцы. Наиболее либеральные группы слились в 10-20-е годы XX века с меннонитской церковью в США и вошли в Центральную конференцию меннонитов (основанную в 1899 году). Амиши, не соединившиеся с меннонитской церковью, учредили в 1910 году консервативную амишскую меннонитскую конференцию, которая была переименована в 1954 году в Консервативную меннонитскую церковь. July, 2003
Использованы картинки:
www.patheos.com
|
|
|