НЕВЕРОЯТНОЕ ЧУДО
НЕВЕРОЯТНОЕ ЧУДО

 Жизнь постоянно преподносит мне подарки. Даже не знаю, что я такого хорошего сделала, но как же я за них благодарна! Ведь это чудо узнавать замечательных людей вокруг тебя, радоваться тому, что тебе довелось быть их современницей. На этот раз мне показалось, что я, как настоящая ныряльщица ама (обладательница редкой теперь профессии в Японии), достала на просторах интернета с самого дна ракушку,  открыла - и глазам своим не поверила - ведь этого просто не может быть - я ясно увидела  необыкновенной чистоты и красоты жемчужину! Но в жизни нашей и не такое бывает, убеждаюсь в этом снова и снова.

Марта Тимофеевна Костюк, солистка Большого театра, необыкновенной красоты женщина  с хрустальным голосом, которую выбирал для дуэтов сам Иван Семёнович Козловский. А уж его выбору можно доверять! Марта Тимофеевна живёт скромно, совершенно реальный человек, готовый поделиться своими знаниями и умениями, помочь, научить, направить, просто пообщаться.  И мне захотелось рассказать вам об этом человеке яркого таланта, о звезде, которая живёт среди нас, а мы даже не знаем об этом!

Марта Тимофеевна окончила Львовскую консерваторию по классу Сивериной М.П. в 1975 году  и по конкурсу была зачислена в стажёрскую группу Большого театра. С 1979 по 1996 годы Марта Костюк была солисткой основной группы Большого театра.

 

 

linebreak

Марта Тимофеевна согласилась ответить на мои вопросы.

-          Марта Тимофеевна, pасскажите, пожалуйста, как Вы стали профессиональной певицей?

-          Я родилась на Западной Украине в с. Озеряны Тернопольской области. Как известно, Украина славится своей певучестью. Я влюбилась в песни ещё в раннем детстве - их всегда пела моя мама. До сих пор односельчане вспоминают как чудесно она исполняла соло на хорах (балконе, где размещался хор) в церкви - легко и естественно, это был голос от Бога! Oна даже исполняла роль Наталки в опере "Наталка-Полтавка" Гулака-Артёмовского в местном любительском театре. Красивым тенором обладал и мой дед, мамин отец. К моему счастью, я унаследовала от мамы красивый тембр голоса. Уже позже, когда стала солисткой оперы, в одной из рецензий моё колоратурное сопрано сравнивали с лёгким и подвижным звуком флейты. (это было определение великой певицы И.К. Архиповой - прим. автора - С.В.) Именно это качество голоса и помогло мне добиться успеха в моей профессии. Без особых усилий, с первого раза, я поступила во Львовскую консерваторию, которую закончила с отличием и ещё студенткой 5-го курса меня отобрали на конкурс в Большой театр в Москве. Из 180 участников осталось только четыре на последний тур - и я была среди них! Это было большим достижением. Передо мной открылись двери на оперную сцену, а позже - и в большой мир.

- Вас стали называть соловушкой, когда это произошло?

- Мне было всего 18 лет, когда приехала на прослушивание во Львовскую консерваторию. Завкафедрой тогда был профессор Павел Кармалюк, прекрасный баритон, народный артист СССР в то время. Он посмотрел на меня и спрашивает: "А что ты нам споёшь, девочка?"  А я ему: ""Соловейка"  Кропивницького". Когда закончила, Павло Петрович обнял меня и сказал: "Беру тебя к себе в класс, соловейку (соловушка)"

Так и стали меня называть соловьём, а позже, когда выступала в далёких странах, ещё добавили "украинский соловей". Где бы я ни выступала (в Испании, Германии, США, Финляндии или Марокко), люди всегда узнавали моё украинское происхождение по тембру и мелодике разговора, ибо украинская речь такая певучая!

-  Наиболее яркие оперные роли у Вас были: Джильда в "Риголетто" Дж. Верди, Оскар в "Бал маскарад" Дж. Верди, София в "Вертер" Масснe, Розина в "Севильский Цирюльник" Россини, Шамаханская Царица в "Золотом Петушке" Римского-Корсакова, Снегурочка в одноимённой опере Римского-Корсакова. Марта Тимофеевна, а какая Ваша любимая роль?

- Я была очень миниатюрна. В свои 24 года оказалась самой молодой солисткой оперы и выглядела, как школьница. Выдающийся бас Евгений Нестеренко, в то время исполнитель роли Руслана в опере "Руслан и Людмила", очень обрадовался, что теперь ему будет легко поднимать на руки новую исполнительницу роли Людмилы.  А по театру ходили шутки, что Марту очень хорошо слышно, но не видно со сцены.  Главный режиссёр Большого Театра Б.А. Покровский, увидев меня, сказал: "Да, вот она, живая Снегурочка ходит по театру". Так я стала одной из основных исполнительниц Снегурочки на протяжении многих лет. Вершиной моей творческой карьеры стала роль Шамаханской царицы в "Золотом петушке" Римского-Корсакова. За дирижёрским пультом был непревзойдённый Евгений Светланов. В финальной сцене Шамаxанка, "вся сияя, как звезда", в сверкающей чалме и расшитом золотом халате, во весь рост стоя на колеснице, отправляется в царство Дoдона. Вот тут уж все меня могли не только слышать но и видеть. Несомненно, моя любимаю роль - это Джильда в опере Риголетто, Верди -- моя первая заглавная роль на сцене Большого театра. Была удостоена звания "Джильда года" в 1983 году. Навсегда запомнилось мое первое иполнение партии Джильды на огромной сцене Кремлевского Дворца Съездов (это была долгое время 2-ая сцена Большого театра). В финале оперы я лежала в мешке (по сценарию уже мертвая), надо мной переливались разноцветные  огни софитов,  чудесно звучала музыка из оркестровой ямы, и было такое волшебное чувство завершения выступления: я это сделала, я спела всю партию Джильды на такой великолепной сцене для 6000 зрителей!

- Я была приятно удивлена, узнав, что в России в 1994 году была издана серия марок "Оперы Римского-Корсакова" с Вашим изображением в роли Шамаханской Царицы.

-          Да. Вот эта серия.